+7 (978) 709-19-08

15 Лет на рынке активного туризма в Крыму!

Походы по Крыму. Туры по Крыму. Автопешеходные туры. Фототуры. Активный отдых в Крыму для всей семьи!

"Через горы к морю" 1-12 сентября 2017

Комбинированный тур 6 дней в горах/6 дней на море


подробнее

Летний тур "Через горы к морю"

Комбинированный тур 6 дней в горах/6 дней на море


подробнее

Летний тур "По следам ушедших эпох"

Маршрут: 6 дней в горах - 6 дней на море


подробнее

Летний тур "По следам ушедших эпох"

Комбинированный тур по Крыму 6 дней горы/6 дней море


подробнее

Летний тур "Через горы к морю"

Маршрут: 6 дней в горах - 6 дней на море


подробнее

Фотоотчеты с летних туров

Наши группы


подробнее

Летний тур "Через горы к морю"

Маршрут: 6 дней в горах - 6 дней на море


подробнее

Летний тур "Через горы к морю"

Маршрут: 6 дней в горах - 6 дней на море


подробнее

Рассказ о путешествии по Крыму (май, 2003) (Бахчисарай)

-----

Глядя со стороны, понимаешь, что Хан-Сарай - ханский дворец - был и останется жемчужиной Бахчисарая. Пока хан жил в крепости Кырк-Ор, о Бахчисарае как о городе не упоминалось. Но крепость и долина стали тесны для ханского двора, войска, челяди. И тогда резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег Чурук-Су в более просторную долину. Основателем дворца был хан Адиль-Сахиб-Гирей (его еще называли строителем).

Территория, которую занимает сейчас дворец, пожалуй, больше 4 гектар, но во времена ханства она была намного больше. К оградам как неотъемлемая часть прилегали огромные сады, давшие имя городу. Бахчисарай означает "дворец-сад" или "дворец в саду". За садами простирались дворцовые луга, на которых паслись ханские кони. Сам же город громоздился на правом, более крутом берегу реки. На левом, отлогом, он почтительно уступал место просторным террасам дворцовых строений. С этой улицы мы ступили на узкую арку моста, переброшенную прямо к воротам дворца. Правда сказать, впечатление портили приставучие продавщицы всякой еды. Над самыми воротами выстроена пестро расписанная с цветными стеклами башня. По бокам на входе висят огромные тяжелые створки ворот, украшенные резным изображением двух сплетающихся змей. А там, по сторону ворот, открывается широкий, залитый солнцем двор, вымощенный камнем.

Переступив порог, попадаешь в те далекие времена, проникаешь сквозь время. Видишь хана, напутствующего свое войско перед очередным походом, видишь народ, лицезреющий своего окруженного стражей властелина - в дни больших праздников и шествий из дворца в Большую мечеть. С тех пор много воды утекло, и жестокое время оставило свой отпечаток на ханском дворце. Очень контрастируют между собой легкие, изящные силуэты жилых построек с массивной громадой Большой ханской мечети. Время не коснулось, пожалуй, только Зала Совета и Суда и Малой дворцовой мечети. Все остальное дошло до нас далеко не в первоначальном виде.

Сам же дворец представляет собой маленький город. Он был окружен обширными садами с южной стороны, многочисленными корпусами гарема и помещений для слуг, с запада - гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны - Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев. На нем захоронено 16 ханов и много родственников. Мужские могилы украшены чалмою и воинскими атрибутами. Женские - чем-то вроде клобука. Любопытные надписи из арабской поэзии на них:

В цветнике мира я была розой и,
                                     увы, завяла.
О, вечный, помести меня в
                              цветнике рая

За самим кладбищем расположены служебные постройки, конюшни. Слева от дворцовых ворот на втором этаже помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем - лавки, выходящие на улицу. По соседству находилась ханская мечеть.

Во дворце была также и баня Сары-Гюзель. Довольно мощное квадратное здание, абсолютно без окон - свет проникал через отверстия в куполе в виде звезд и полумесяца. Судя по постройке, бани служили не только для мытья, но и были местом отдыха и развлечения; перед каждым отделением построены крытые дворики с фонтанами. Уже на то время, хотя это помещение относится к одному из первых построек, под полом в подвале было устроено отопление: горячая и холодная вода подавались по свинцовым трубам, горячий воздух и дым согревали все здание. Баня просуществовала до прихода Советской власти.

Далее привлекает зал Совета и суда. Это было официальное место, где обсуждались и решались государственные дела, Диван-совет старейшин, без согласия которых хан не мог решить никаких важных дел. Многое видели и слышали старые, но все еще мощные стены Зала Совета и Суда. Погрузившись в прошлое, четко видишь собравшийся Диван, который обсуждает важнейшие внутренние дела ханства и определяет его внешнеполитический курс. Отсюда начинались грабительские войны и набеги, тут вынашивались и рождались воинственные планы, внушенные Блистательной Портой (Турецкой империей), предрешались судьбы народов, обреченных "мечам и пожарам".

Перейдя из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик, неожиданно попадаешь в царство солнца, цветов, пышной зелени виноградной лозы. Журчит вода, наполняя бассейн: она стекает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелко выполненная резьба создает впечатление движения по каскаду. На южной стене, обвитой прекрасными вьющимися розами, мраморный Фонтан слез. Полюбовавшись этим райским уголком, мы прошли в Летнюю беседку. Стены ее прозрачны от множества окон, за которыми разлились чудесные клумбы и раскинулись тенистые деревья. Прекрасно расписаны стены и потолок, а посреди этого великолепия - фонтан и маленький бассейн. Из Бассейного садика мы попали в Малую мечеть. После светлого, милого глазу уголка, полумрачная Малая мечеть создавала гнетущее настроение. Но, выйдя из нее, мы попали в Фонтанный дворик. Здесь два фонтана сразу же привлекают к себе внимание.

Золотой фонтан (Маг-Зуб) сооружен ханом Каплан-Гиреем. Однако, прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсе биль), находящийся в другой части дворика. Хочу заметить, что первоначально Фонтан слез находился не здесь, а поблизости или у самой стены дюрбе Деляры-Бикеч, с именем которой и связана легенда.

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил и никого не жалел. Очень сильным был хан, но его сила уступала свирепой жестокости. К трону пришел через горы трупов. Когда побеги совершал Крым-Гирей, земля горела, пепел оставался. Никакие жалобы и слезы не трогали его сердце, он упивался кровью своих жертв. Трепетали люди, страх бежал впереди имени его. Какой ни есть человек, а без сердца не бывает. Пусть оно каменное, пусть железное. Постучишь в камень - камень отзовется. Постучишь в железо - железо прозвенит. А в народе говорили - у Крым-Гирея нет сердца. Вместо сердца у него комок шерсти. Постучишь в шерсть, какой ответ получишь? Но приходит закат человека. Постарел некогда могучий хан. Ослабло сердце хана, и вошла в него любовь. И поросшее шерстью сердце стало человеческим. Голое. Простое. Однажды попала к нему в гарем невольница, маленькая, худенькая девочка. Деляре ее звали. Не согрела она лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать может, радоваться может, что сердце - живое. Не долго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца. На закате дней своих любить мужчине очень трудно. От этой любви сердцу всегда больно. А когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу. Трудно стало великому хану, как простому человеку. Вызвал Крым-Гирей мастера, иранца Омера, и сказал ему: "Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце". Спросил его мастер: "Хороша была девушка?" "Мало что ты знаешь об этой женщине", - ответил хан - "Она была молода. Она была прекрасна, как солнце, изящна, как лань, кротка, как голубь, добра, как мать, нежна, как утро, ласкова, как дитя. Ничего не скажешь плохого о ней, а смерть унесла ее". "Из камня что выдавишь?", - сказал мастер хану - "Молчит камень. Но если твое сердце заплакало, заплачет и камень. Если есть душа в тебе, то должна быть и в камне. Камень заплачет. Люди узнают, каковы мужские слезы. Каменные слезы увидят. Это будут жгучие слезы мужские".

На мраморной плите вырезал Омер лепесток цветка, один, другой, а в середине цветка глаз человеческий, из него должна упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, года, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашки в чашку. И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь - веселье и грусть, любовь и ненависть, зло и добро, все человеческие чувства? Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь. Так пронеслась через века любовь и горе, жизнь и смерть юной Деляре.

Вдохновенные строки посвятил этому фонтану А.С.Пушкин:

Хан
Воздвигнул мраморный фонтан,
В углу дворца уединенный.
Над ним крестом осенена
Магометанская луна.

***

Есть надпись: едкими годами
Еще не сгладилась она.
За чуждыми ее чертами
Журчит во мраморе вода
И каплет хладными слезами,
Не умолкая никогда.
Так плачет мать во дни печали
О сыне, падшем на войне.
Младые девы в той стране
Преданье старины узнали
И мрачный памятник оне
Фонтаном слез именовали.

Много было фонтанов во дворце, день и ночь струились и журчали они в тиши садов, наполняя бассейны, охлаждая воздух: много было фонтанов и в городе (средневековый водопровод питали 150 колодцев), но Фонтан слез был и остается единственным в своем роде.

Из фонтанного дворика мы попали во внутренний сад, покинутый нами при входе в Зал Совета и Суда. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца стоит гаремный корпус - все, что осталось от обширного некогда ханского гарема. Затем из гаремного садика по скрипучей деревянной лестнице попали в Посольский зал. Сюда в этот зал через ряды стражников входили те, кому предстояло участвовать в торжественном приеме или аудиенции хана. Сейчас здесь отличнейшая выставка восточного оружия. В глубине зала - расписная дверь, ведущая в Золотой кабинет. Наверное, хан пользовался им в качестве рабочего кабинета или появлялся здесь в парадных случаях, когда выступал в роли верховного правителя.

Осмотрев весь дворец, мы еще долго сидели у огромных входных ворот, наблюдали за посетителями. Здесь присутствовали и пожилые немцы с дорогими фотокамерами и абсолютно одинаковые, жутко некрасивые китайцы и наши блатные россияне, разговаривающие с таким акцентом, что русский язык превращался в язык ближнего зарубежья, и порой хотелось воспользоваться услугами переводчика. Утром мы слушали службу в православном монастыре, теперь же шла месса в мечети и транслировалась в мегафоны на весь дворец.

Для первого дня впечатлений было уже много, а ведь часы показывали только полдень. Еще немного передохнув, мы купили бутылочку бахчисарайского вина и отправились на автовокзал, где уже отобедали, чем Бог послал и, пополнив запасы провизии, мы сели на маршрутку, заняв ее половину, а во второй половине разместились туристы из Донецка. Водитель нас подбросил до туристической стоянки.

 От: Леонова Руслана
 E-mail: sunshine@alicetele.com
 Город: Днепродзержинск (Украина)