+7 (978) 709-19-08

15 Лет на рынке активного туризма в Крыму!

Походы по Крыму. Туры по Крыму. Автопешеходные туры. Фототуры. Активный отдых в Крыму для всей семьи!

"Через горы к морю" 1-12 сентября 2017

Комбинированный тур 6 дней в горах/6 дней на море

Летний тур "Через горы к морю"

Летний тур "По следам ушедших эпох"

Комбинированный тур по Крыму 6 дней горы/6 дней море

Фотоотчеты с летних туров

Наши группы

подробнее

Рассказ о путешествии по Крыму (май, 2003) (Чернореченский каньон)

-----

Это начинался второй вечер нашего перехода. Приготовили вкусный ужин. Что хочу заметить, в горах что ни приготовишь, все ешь с превеликим удовольствием. Подкрепившись, немного поболтали, полюбовались закатом и разошлись спать. Ближе к двум часам ночи холод дал о себе знать. Выйдя из палатки, я замер. Замер от изумления: надо мной висела сфера, черная, глубокая сфера, усыпанная миллиардами звезд. Такого чудного неба я никогда не видел. Дело все в том, что мы стояли в котловине, окруженной со всех сторон горами, и горизонта видно не было, поэтому создавался эффект планетария. Разбудил всех полюбоваться этой красотой. Подвигавшись немного, я согрелся, а также нагрел воды и разлил по бутылкам.

До утра спать все равно не получилось. Обрывы гор поросли лесом, и в нем живут тысячи птиц. Но самый певучий и надоедливый оказался соловей. Рот у него не закрывался всю ночь. Еще была какая-то большая птица. Ее крик и последующие хлопки крыльев напоминали ужасных доисторических птиц. Все крики, звуки, шорохи отражались от гор и, усилившись, заполняли всю котловину.

Но вот забрезжил рассвет. Для согрвеа сделал небольшую пробежку. Вся трава обильно была покрыта росой. Проснулись наши девочки. Умывшись, начали готовить завтрак. Утро и вечер проходят в поразительно одинаковом режиме: проснулись, приготовили поесть, поели, помыли посуду, упаковали вещи и пошли дальше. Пришли, разбили лагерь, приготовили кушать, поели, помыли посуду, легли спать. Так и сегодня. Поев, мы уложили вещи и пошли дальше.

Часть дороги мы шли уверенно. На первом отдыхе неожиданно в Юрину ногу вцепился зубами кровожадный клещ, но его мы быстро побороли. Пройдя несколько километров, мы первый раз неплохо ушли в сторону от основной дороги. Уперевшись в тупик, начали возвращаться назад. Правда, отсюда открывались прекрасные виды на Чернореченский каньон. Вокруг дороги росли прекрасные туи и кипарисы. Вершина горы Эли, по которой мы блукали (блуждали), очень красивая. Дальше мы нашли ориентир, который совпал с картой, - это был кордон "Красный камень". Здесь живут лесники, но на тот момент их не было и, руководствуясь картой, мы миновали его и пошли по маршруту. Обойдя Эли, мы опять попали в тупик. Силы уже были на исходе. Вернувшись на кордон, застали там лесников. Они оказались порядочными гадами, указали нам дорогу, соответствующую вчерашней пословице. Но мы с трудом таки добрели до с. Передовое и остановились над ним. Вечер и утро прошли, как обычно, не считая нарастающей усталости вечером и облегчения рюкзаков утром. Завтрак и ужин уменьшили вес провизии.

Утром мы обошли стороной Чернореченское водохранилище, помочили в нем ноги и подошли к началу Чернореченского каньона. Но тут, откуда ни возьмись, выскочил страж порядка типа лесника и преградил нам путь. Он наотрез отказывался нас пускать туда. Предлагать денег не хотелось, а вот за огненную воду он еще и рассказал, как лучше пройти. Впереди нас ждала переправа через реку Черная. Два стальных троса, перекинутые через нее, - это все, что осталось от подвесного моста. Но, потихоньку держась за верхний и передвигая ноги по нижнему, проявив необычайное мужество, сцепив зубы от страха, мы переправились через реку. Под нами бурлила и клокотала река, неся свои черные воды по валунам и камням.

Мы вошли в каньон. Воздух был абсолютно прозрачен. Сказочным жилищем духов предстала перед нами Эли. Она представляла из себя нагромождение желто-красных камней, скал и утесов. Сидя под оплетенными лианами плюща, замшелыми деревьями, нижние ветви которых купаются в холодных потоках горной речки, мы устроились на обед. Мимо нас проходило множество туристов. Я не мог подумать, что Крым в столь раннее время пользуется успехом у туристов. В одиночку и парами, а также многочисленными группами с детьми и без. Я был удивлен.

Уходя вглубь каньона, становилось несколько опасней. Справа возвышались отвесно стоящие гигантские скалы. Проходя огромные пороги, наслаждаешься и в то же время ужасаешься мощью водяных потоков. Словно огромный змей извивается среди валунов и уползает вниз. Ветки кизила, лещины, грабника, соединившись вверху, создали сплошной зеленый коридор над тропой, петляющей по дну каньона. После наших переходов по открытой местности под палящими лучами солнца прохлада леса и мелкая водяная пыль, поднимающаяся от потоков воды, освежает, идти здесь намного легче.

Вообще Крым беден водой, хотя на его территории насчитывается около 150 рек и ручьев. Крымские реки, конечно, не походят на наши. Они имеют небольшой сток воды и быстро пересыхают, но наполняются буквально за несколько часов во время сильных дождей и таяния снега.

В некоторых местах тропа терялась, и мы проходили вперед буквально наугад. Одновременно с нами шла группа из Киева. Мы то обгоняли их, то плелись следом. Часа через четыре тропа стала забирать вверх. Шли, и грохот реки оставался где-то внизу. До заката оставалось часа три-четыре. Хотелось уже остановиться и расслабиться, но ближайшее место было в получасе ходьбы. Впереди нас ждала переправа через речку вброд, и там где-то была небольшая поляна, но в ущелье, по рассказам встречных туристов, лежала корова, сорвавшаяся вниз. Идти туда не хотелось. Киевляне сказали нам, что есть тропа вверх, которая выходит к селу Морозовка, и идти туда часа три. Приняв решение, мы двинулись на Морозовку.

Порой казалось, что тропа не кончится никогда. Но, пройдя чуть дальше, обогнув ущелье, поднявшись и опустившись несколько раз, мы напали на следы коровы, которая, судя по всему, шла домой. Это добавило сил. Чувствовался финиш. И действительно, через полчаса мы выскочили на грунтовую дорогу. Судя по карте, слева она должна была заканчиваться в пионерском лагере, но без названия, а справа выходить в саму Морозовку и мимо п/л "Алсу" - на Севастопольскую трассу. Дойдя до Морозовки, мы наткнулись на КПП, где дежурил военный моряк. Потом туда въезжали и выезжали машины с военными номерами. Судя по всему, там был пост ПВО. Но, дойдя до этой деревни, мы разбили лагерь, приготовили кушать, купили парного молока и уже в темноте поужинали. Эту ночь спать было довольно тепло.

Утром, позавтракав, мы пошли к трассе, но по пути нас подобрал микроавтобус и подвез на 5-ый километр Севастополя. Оттуда на троллейбусе мы добрались до ж/д вокзала. Оставив там рюкзаки, отправились в Херсонес.

О самом Херсонесе можно писать очень много, но он останется для следующего очерка. После Херсонеса мы побывали на набережной, на Графской пристани, дошли до музея ВМФ, очень красивого здания. Хотелось бы попасть внутрь, но до закрытия камеры хранения оставалось немного времени. Забрав вещи, мы поехали на Симферополь. Там переночевали на вокзале, а утром, отметив 10-летие Димы, сели в поезд и вернулись домой.